Процедура обобщения передового педагогического опыта

79 views 17:03 0 Комментарии 13.02.2024

  1. Процедура обобщения передового педагогического опыта




Содержание


Формы


Документация



1-ый этап: выявление и изучение ППО. Продолжительность до 1 года

1.

Выявление и изучение нововведений.

Посещение уроков (внеклассных мероприятий) администрацией и коллегами.

Заявление  педагога с указанием видов и форм представления ППО. Разработки открытых уроков (внеклассных мероприятий) и анализ  посещённых уроков, мероприятий.

2.

Экспертиза нововведения.

Мониторинг эффективности нововведения (результативность инновационной педагогической деятельности и влияние нововведения на психосоматическое состояние ученика и учителя)

Результаты мониторинга достижений учащихся (тематика и содержание заданий, свод данных) и др.

3.

Описание нововведения.

Формирование Портфолио (сбор информации по ППО)

Информация об авторе  (Приложение3).



2-ой этап: Обобщение ППО. Продолжительность – не менее 1 года

4.

Представление нововведения на заседании: МО, кафедрах организации образования

Открытые уроки (внеклассные мероприятия), доклады с актуализацией, аргументацией основных идей и положений нововведения, доказательность его результативности. Решение МО, кафедры о представлении нововведения на НМС организации образования.

Тексты докладов, выступлений, рефератов;рецензии на ППО практиков, методистов;

5.

Обобщение ППО на уровне  НМС организации образования

Решение НМС о ходатайстве в МС Управления образования Администрации г. Элисты об обобщении ППО на уровне города.

Рецензии на ППО практиков, методистов; заключение экспертизы комиссии МС ОО; выписка из протокола заседаний МС ОО .



3 этап: внедрение и распространение ППО

6.

Представление педагогической общественности города.

Публикации, выпуск методических пособий, сборников; проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров,  «круглых столов»; участие в  конференциях,  форумах и пр.

Портфолио, экспертный лист (приложение 4), публикации в научно-информационных и научно-методических журналах, материалах конференций, семинаров и пр.; заключение экспертизы комиссии МС отдела образования города; выписка из протокола заседаний МС отдела образования города.


  1. Критерии передового педагогического опыта

4.1.

Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.

Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

4.2.

Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

ППО должен давать высокое качество знаний, положительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.

4.3.

Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжением его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.

4.4.

Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.

Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

4.5.

Наличие элементов новизны.

Они могут проявляться на уровне научных открытий – новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда.

4.6.

Актуальность и перспективность.

Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:

  • в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОО (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
  • какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты

4.7.

Репрезентативность.

Репрезентативность – это:

  • достаточная проверка опыта по времени;
  • подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
  • возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.

4.8.

Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.


  1. Виды обобщения передового педагогического опыта
  • методические рекомендации по наиболее сложным разделам

    школьной программы,
  • методические разработки уроков и внеклассных мероприятий,
  • методические пособия по актуальным проблемам.
  • электронные материалы учебно-методического комплекса.

  1. Формы представления передового педагогического опыта
  • авторские, модифицированные программы,
  • проекты,
  • тематическое планирование,
  • учебно-методический комплекс,
  • конспекты уроков (система уроков),
  • электронный материал (фото и видео материалы, презентации, флипчарты),
  • сценарии вечеров, праздников, игровые занятия и т.п.,
  • тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.д.


Приложение 1


Директору _________________________


(школы, лицея, гимназии)


ФИО_____________________________



учителя__(предмет)_______________


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу рассмотреть на ___________________________________________________________

( МО, кафедре,  МС)

мой педагогический опыт работы  по проблеме (теме)___________________

_____________________________________________________________________________________

Дата  «___»    ________ 201___г. Подпись_____________________________


Приложение 2


Удостоверение

Настоящее удостоверение  выдано ______________________________(ФИО)

в том, что в соответствии с решением  методического совета (организации образования)  от «__»_____20__ года и приказом ____________________

от «___»________20__ года   № ___  обобщила  свой  педагогический опыт по  теме (проблеме) _________________________________________________________________

Председатель НМС (организации образования)     ______________________

Директор     (организации образования)                ____________



Приложение 3


Информация о педагоге

  1. ФИО
  2. Дата рождения
  3. Место работы (полное название и юридический адрес)
  4. Должность (с указанием функционала или преподаваемой

дисциплины)

  1. Педагогический стаж
  2. Стаж работы в должности
  3. Образование (наименование учебного заведения и факультета, специальность, дата окончания)
  4. Категория (год последней аттестации)
  5. Курсы повышения квалификации с момента прохождения последней аттестации (место прохождения, дата, объем часов, тематика)
  6. Личные достижения (награды, грамоты, дипломы), достижения учащихся


Приложение 4


Структура ПОРТФОЛИО

  1. Заявление педагога на имя руководителя ОО.
  2. Протокол МС о результатах обобщения (обобщить или не обобщать).
  3. Удостоверение (см.приложение 2).
  4. Информация о педагоге (см. приложение 3).
  5. Экспертный лист (см. приложение 4).
  6. Приложение к экспертному листу по разделам:
  • содержание деятельности (отчет о результатах форм и методов диагностики эффективности нововведения);
  • результативность (результаты обучения, воспитания, развития);
  • образовательный продукт (методическое пособие, рабочие тетради, силлабусы, программы и пр.);
  • рецензии и отзывы;
  • представление ППО педагогической общественности.


Приложение 5


Экспертный лист




Разделы


Содержание разделов

1.

Краткая характеристика автора

ФИО, возраст, педагогический стаж, стаж работы в должности, стаж работы в данной организации, образование, категория, отношение к работе, взаимоотношения с учениками и коллегами

2.

Актуальность

На решение каких проблем направлен ППО, его важность и своевременность

3.

Содержание деятельности

Система конкретных педагогических действий по реализации ППО. Количество учащихся, задействованных в эксперименте. Формы и методы диагностики эффективности нововведения.

4

Результативность

Результаты обучения, воспитания, развития.

5.

Образовательный продукт

Методическое пособие, рабочие тетради, силлабусы, программы и пр.

6.

Наличие рецензий

Внутренняя, внешняя

7.

Представление ППО педагогической общественности.

Программы семинаров, «круглых столов», конференций и др.

8.

Замечания и рекомендации

9.

Выводы

Обобщить (не обобщить) ППО на уровне организации образования.



Приложение 6


Памятка по обобщению опыта учителя


  • Внимательно следите

    за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

  • Определите сроки обобщения ППО.


    Опыт Вашей работы можно обобщить в срок до 1 года, 2-х или 3-х лет, не более.

  • Сохраняйте и накапливайте

    материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

  • Выбирая тему для обобщения опыта

    , постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

  • Определите форму обобщения

    . Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

  • Набросайте краткий план темы

    (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

  • При написании доклада сначала набросайте черновик

    . До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

  • Оценивайте практически свой опыт

    . Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

  • Материал старайтесь излагать

    кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

  • Работая над темой, советуйтесь

    с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

  • Подберите и надлежащим образом оформите

    приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *