-
Процедура обобщения передового педагогического опыта
|
|
|
|
|
|||
1. |
Выявление и изучение нововведений. |
Посещение уроков (внеклассных мероприятий) администрацией и коллегами. |
Заявление педагога с указанием видов и форм представления ППО. Разработки открытых уроков (внеклассных мероприятий) и анализ посещённых уроков, мероприятий. |
2. |
Экспертиза нововведения. |
Мониторинг эффективности нововведения (результативность инновационной педагогической деятельности и влияние нововведения на психосоматическое состояние ученика и учителя) |
Результаты мониторинга достижений учащихся (тематика и содержание заданий, свод данных) и др. |
3. |
Описание нововведения. |
Формирование Портфолио (сбор информации по ППО) |
Информация об авторе (Приложение3). |
|
|||
4. |
Представление нововведения на заседании: МО, кафедрах организации образования |
Открытые уроки (внеклассные мероприятия), доклады с актуализацией, аргументацией основных идей и положений нововведения, доказательность его результативности. Решение МО, кафедры о представлении нововведения на НМС организации образования. |
Тексты докладов, выступлений, рефератов;рецензии на ППО практиков, методистов; |
5. |
Обобщение ППО на уровне НМС организации образования |
Решение НМС о ходатайстве в МС Управления образования Администрации г. Элисты об обобщении ППО на уровне города. |
Рецензии на ППО практиков, методистов; заключение экспертизы комиссии МС ОО; выписка из протокола заседаний МС ОО . |
|
|||
6. |
Представление педагогической общественности города. |
Публикации, выпуск методических пособий, сборников; проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров, «круглых столов»; участие в конференциях, форумах и пр. |
Портфолио, экспертный лист (приложение 4), публикации в научно-информационных и научно-методических журналах, материалах конференций, семинаров и пр.; заключение экспертизы комиссии МС отдела образования города; выписка из протокола заседаний МС отдела образования города. |
-
Критерии передового педагогического опыта
4.1.
Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.
Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
4.2.
Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.
ППО должен давать высокое качество знаний, положительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.
4.3.
Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжением его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
4.4.
Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.
Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
4.5.
Наличие элементов новизны.
Они могут проявляться на уровне научных открытий – новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда.
4.6.
Актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
- в какой мере данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОО (социальный заказ), для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы;
- какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются данным опытом. Раскрытие противоречий, на разрешение которых был направлен опыт педагога, помогает глубже понять смысл, научное и практическое значение опыта и по достоинству оценить достигнутые результаты
4.7.
Репрезентативность.
Репрезентативность – это:
- достаточная проверка опыта по времени;
- подтверждение позитивных результатов не только в работе одного учителя, воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение;
- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового.
4.8.
Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
-
Виды обобщения передового педагогического опыта
-
методические рекомендации по наиболее сложным разделам
школьной программы, - методические разработки уроков и внеклассных мероприятий,
- методические пособия по актуальным проблемам.
- электронные материалы учебно-методического комплекса.
-
Формы представления передового педагогического опыта
- авторские, модифицированные программы,
- проекты,
- тематическое планирование,
- учебно-методический комплекс,
- конспекты уроков (система уроков),
- электронный материал (фото и видео материалы, презентации, флипчарты),
- сценарии вечеров, праздников, игровые занятия и т.п.,
- тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.д.
Приложение 1
Директору _________________________
(школы, лицея, гимназии)
ФИО_____________________________
учителя__(предмет)_______________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу рассмотреть на ___________________________________________________________
( МО, кафедре, МС)
мой педагогический опыт работы по проблеме (теме)___________________
_____________________________________________________________________________________
Дата «___» ________ 201___г. Подпись_____________________________
Приложение 2
Удостоверение
Настоящее удостоверение выдано ______________________________(ФИО)
в том, что в соответствии с решением методического совета (организации образования) от «__»_____20__ года и приказом ____________________
от «___»________20__ года № ___ обобщила свой педагогический опыт по теме (проблеме) _________________________________________________________________
Председатель НМС (организации образования) ______________________
Директор (организации образования) ____________
Приложение 3
Информация о педагоге
- ФИО
- Дата рождения
- Место работы (полное название и юридический адрес)
- Должность (с указанием функционала или преподаваемой
дисциплины)
- Педагогический стаж
- Стаж работы в должности
- Образование (наименование учебного заведения и факультета, специальность, дата окончания)
- Категория (год последней аттестации)
- Курсы повышения квалификации с момента прохождения последней аттестации (место прохождения, дата, объем часов, тематика)
- Личные достижения (награды, грамоты, дипломы), достижения учащихся
Приложение 4
Структура ПОРТФОЛИО
- Заявление педагога на имя руководителя ОО.
- Протокол МС о результатах обобщения (обобщить или не обобщать).
- Удостоверение (см.приложение 2).
- Информация о педагоге (см. приложение 3).
- Экспертный лист (см. приложение 4).
- Приложение к экспертному листу по разделам:
- содержание деятельности (отчет о результатах форм и методов диагностики эффективности нововведения);
- результативность (результаты обучения, воспитания, развития);
- образовательный продукт (методическое пособие, рабочие тетради, силлабусы, программы и пр.);
- рецензии и отзывы;
- представление ППО педагогической общественности.
Приложение 5
Экспертный лист
|
|
|
1. |
Краткая характеристика автора |
ФИО, возраст, педагогический стаж, стаж работы в должности, стаж работы в данной организации, образование, категория, отношение к работе, взаимоотношения с учениками и коллегами |
2. |
Актуальность |
На решение каких проблем направлен ППО, его важность и своевременность |
3. |
Содержание деятельности |
Система конкретных педагогических действий по реализации ППО. Количество учащихся, задействованных в эксперименте. Формы и методы диагностики эффективности нововведения. |
4 |
Результативность |
Результаты обучения, воспитания, развития. |
5. |
Образовательный продукт |
Методическое пособие, рабочие тетради, силлабусы, программы и пр. |
6. |
Наличие рецензий |
Внутренняя, внешняя |
7. |
Представление ППО педагогической общественности. |
Программы семинаров, «круглых столов», конференций и др. |
8. |
Замечания и рекомендации |
|
9. |
Выводы |
Обобщить (не обобщить) ППО на уровне организации образования. |
Приложение 6
Памятка по обобщению опыта учителя
-
Внимательно следите
за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу. -
Определите сроки обобщения ППО.
Опыт Вашей работы можно обобщить в срок до 1 года, 2-х или 3-х лет, не более.
-
Сохраняйте и накапливайте
материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. -
Выбирая тему для обобщения опыта
, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее. -
Определите форму обобщения
. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. -
Набросайте краткий план темы
(3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы. -
При написании доклада сначала набросайте черновик
. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. -
Оценивайте практически свой опыт
. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики. -
Материал старайтесь излагать
кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. -
Работая над темой, советуйтесь
с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. -
Подберите и надлежащим образом оформите
приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).