НАВЕРХ
№ |
Содержание |
Формы |
Документация |
1-ый этап: выявление и изучение ППО. Продолжительность до 1 года |
|||
1.
|
Выявление и изучение нововведений. |
Посещение уроков (внеклассных мероприятий) администрацией и коллегами. |
Заявление педагога с указанием видов и форм представления ППО. Разработки открытых уроков (внеклассных мероприятий) и анализ посещённых уроков, мероприятий. |
2. |
Экспертиза нововведения. |
Мониторинг эффективности нововведения (результативность инновационной педагогической деятельности и влияние нововведения на психосоматическое состояние ученика и учителя) |
Результаты мониторинга достижений учащихся (тематика и содержание заданий, свод данных) и др.
|
3. |
Описание нововведения. |
Формирование Портфолио (сбор информации по ППО) |
Информация об авторе (Приложение3). |
2-ой этап: Обобщение ППО. Продолжительность – не менее 1 года |
|||
4. |
Представление нововведения на заседании: МО, кафедрах организации образования |
Открытые уроки (внеклассные мероприятия), доклады с актуализацией, аргументацией основных идей и положений нововведения, доказательность его результативности. Решение МО, кафедры о представлении нововведения на НМС организации образования. |
Тексты докладов, выступлений, рефератов;рецензии на ППО практиков, методистов;
|
5. |
Обобщение ППО на уровне НМС организации образования |
Решение НМС о ходатайстве в МС Управления образования Администрации г. Элисты об обобщении ППО на уровне города. |
Рецензии на ППО практиков, методистов; заключение экспертизы комиссии МС ОО; выписка из протокола заседаний МС ОО . |
3 этап: внедрение и распространение ППО |
|||
6. |
Представление педагогической общественности города. |
Публикации, выпуск методических пособий, сборников; проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, семинаров, «круглых столов»; участие в конференциях, форумах и пр. |
Портфолио, экспертный лист (приложение 4), публикации в научно-информационных и научно-методических журналах, материалах конференций, семинаров и пр.; заключение экспертизы комиссии МС отдела образования города; выписка из протокола заседаний МС отдела образования города. |
4.1. Соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу.
Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.
4.2. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.
ППО должен давать высокое качество знаний, положительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей.
4.3. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д. Труд педагога-новатора не должен сопровождаться перенапряжением его сил и сил детей, приносить вред их здоровью.
4.4. Стабильность результатов учебно-воспитательного процесса.
Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
4.5. Наличие элементов новизны.
Они могут проявляться на уровне научных открытий – новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания, установление новых закономерностей, эффективного совершенствования педагогического труда и повышения его результатов. Затем как эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса и как реализация отдельных сторон педагогического труда.
4.6. Актуальность и перспективность.
Обоснование актуальности и перспективности опыта должно вытекать из двух основных позиций:
4.7. Репрезентативность.
Репрезентативность – это:
4.8. Соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.
Должна существовать возможность анализировать передовой опыт с позиций современных педагогических знаний. ППО может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения ППО и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.
Приложение 1
Директору _________________________
(школы, лицея, гимназии)
ФИО_____________________________
учителя__(предмет)_______________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу рассмотреть на ___________________________________________________________
( МО, кафедре, МС)
мой педагогический опыт работы по проблеме (теме)___________________
_____________________________________________________________________________________
Дата «___» ________ 201___г. Подпись_____________________________
Приложение 2
Удостоверение
Настоящее удостоверение выдано ______________________________(ФИО)
в том, что в соответствии с решением методического совета (организации образования) от «__»_____20__ года и приказом ____________________
от «___»________20__ года № ___ обобщила свой педагогический опыт по теме (проблеме) _________________________________________________________________
Председатель НМС (организации образования) ______________________
Директор (организации образования) ____________
Приложение 3
Информация о педагоге
дисциплины)
Приложение 4
Структура ПОРТФОЛИО
Приложение 5
Экспертный лист
№ |
Разделы |
Содержание разделов |
1. |
Краткая характеристика автора |
ФИО, возраст, педагогический стаж, стаж работы в должности, стаж работы в данной организации, образование, категория, отношение к работе, взаимоотношения с учениками и коллегами |
2. |
Актуальность |
На решение каких проблем направлен ППО, его важность и своевременность |
3. |
Содержание деятельности |
Система конкретных педагогических действий по реализации ППО. Количество учащихся, задействованных в эксперименте. Формы и методы диагностики эффективности нововведения. |
4 |
Результативность |
Результаты обучения, воспитания, развития. |
5. |
Образовательный продукт |
Методическое пособие, рабочие тетради, силлабусы, программы и пр. |
6. |
Наличие рецензий
|
Внутренняя, внешняя
|
7. |
Представление ППО педагогической общественности. |
Программы семинаров, «круглых столов», конференций и др. |
8. |
Замечания и рекомендации |
|
9. |
Выводы |
Обобщить (не обобщить) ППО на уровне организации образования. |
Приложение 6
Памятка по обобщению опыта учителя
Обобщение педагогического опыта
учителя калмыцкого языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №4» г. Элисты
Настаевой Клавдии Борисовны
«Работа с одарёнными детьми
во внеурочное время»
Элиста, 2017
Краткая биографическая справка
Настаева Клавдия Борисовна в 1996 году закончила факультет калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета. Присуждена квалификация «Филолог. Преподаватель калмыцкого языка и литературы, русского языка и литературы» по специальности «Филология». Имеет высшую квалификационную категорию (2015 г.). Работает учителем калмыцкого языка и литературы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» с 2002 года. Педагогический стаж работы – 20 лет.
Награждена благодарственным письмом КРИПКРО (2010 г.), Грамотой Управления образования Мэрии г.Элисты (2011 г.), Почетной грамотой МОКиН РК (2012 г.).
Описание передового опыта по заданной теме
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одаренного ребенка.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Как построить работу с одаренными детьми, чтобы добиться максимального развития умений, навыков, познавательных способностей?
Если создать оптимальные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, при этом сохраняя целостность системы его обучения и воспитания, и комплексное воздействие на ребенка, то возможна творческая самореализация личности в различных видах деятельности.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проектный.
Существуют следующие формы работы:
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- месячники наук;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им виды творческой деятельности.
Свою педагогическую деятельность в средней общеобразовательной школе №4 города Элисты я начала в 2002 году. Уже на тот момент в школе была создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития школы, основная идея которой состоит в последовательном выявлении, поддержке и развитии одаренности обучающихся. В своём докладе я хочу представить свою систему работы с одаренными детьми.
На протяжении многих лет мне приходится работать с учащимися разных возрастных групп: начальные классы, 5-9 классы, 10-11 классы. Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю следующие технологии:
1) личностно-ориентированное обучение;
2) информационно – коммуникационные технологии;
3) технология исследовательской деятельности;
4) проблемное обучение.
Методика выявления одаренных детей проходит в три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
Я остановлюсь на одной из форм работы с одарёнными детьми - исследовательской деятельностью обучающихся.
Научно-исследовательская деятельность
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе (А.Н.Колмогоров)
Исследовательская деятельность обучающихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Научно - исследовательская работа обучающихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика, - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере в интернет ресурсах и т. д.
Впоследствии провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о писателе с интересными фактами из жизни. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал.
Собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Затем работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
Также необходимо научить давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.
Ещё мы учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Выбор тем:
Тема должна быть интересна ребёнку.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, необычной, неожиданной.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена достаточно быстро.
Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выступления становятся праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.
Внедрение системы работы с одаренными детьми позволяет создать условия для успешной самореализации школьников, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, познавательных способностей, позволяет подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Из опыта работы
В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция школьников, на которой представлены секции различной направленности: математической, естественно - научной, общественно-экономической, гуманитарной. Цель конференции: выявление и развитие одаренных детей, реализация их интеллектуальных и творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Они подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым
В течение нескольких лет я веду работу по вовлечению учащихся в научно-исследовательскую работу, являюсь руководителем школьного научного общества учащихся «Тѳрскн һазр». Мои учащиеся принимали участие в таких конкурсах исследовательских работ, как «Бичкн Төрскм», «Герои Калмыкии», становились их победителями и призерами. Учащиеся выполняют исследовательские работы по следующим направлениям: «Родословие», «Земляки», «Культурное наследие», «Литературное краеведение».
Всего выполнено исследовательских работ за последние пять лет – 12.
Из них призовые места заняли: республиканского уровня – 3,
городского уровня – 9.
Успехи моих учеников – это мои успехи. Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Анализ педагогического опыта,
результаты деятельности учителя по данному направлению.
Результаты участия обучающихся МБОУ «СОШ №4»
в муниципальных исследовательских конкурсах, конференциях
2010-2011 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Бадмаева Баина Валерьевна |
8 «б» |
Муниципальный конкурс творческих и исследовательских работ «Верный сын Отечества», посвященный 100-летию Б.Б.Городовикова |
«Басан Бадьминович Городовиков глазами современников»
|
1 место |
2 |
Бадмаева Баина Валерьевна |
10 «б» |
Городская научно-практическая конференция «П.М.Эрдниев – солдат, учитель, ученый, гражданин» |
«Калмыцкий Ломоносов» |
диплом |
3 |
Бадмаева Баина Валерьевна |
10 «б» |
Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный 125-летию со дня рождения видного общественно-политического деятеля, ученого-гуманиста и просветителя Номто Очирова |
«Очра Номт – эврә цагин алдр баатр» |
3 место |
2012-2013 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Шарипова Алтана Саналовна
|
9 «в» |
Городская ученическая конференция по предметам региональной компетенции |
«Калмыцкие шахматы – шатр»
|
1 место |
2014-2015 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Сангаева Валерия Николаевна |
9 «б» |
Муниципальный этап республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Тѳрскм». |
«Степной рыцарь» (Жизнь и деятельность С.Р.Залкинда)
|
2 место |
2 |
Шагалдинова Кермен Баатровна |
9 «б» |
Муниципальный этап республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Тѳрскм». |
«Король калмыцкого танца»
|
3 место |
3 |
Шалбурова Намджил Санджиевна |
9 «б» |
Муниципальный этап республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Тѳрскм». |
«Күүкд улсин дүрмүд «Җаңһрт»
|
3 место |
2015-2016 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Акуева Баина Владиславовна
|
10 |
Муниципальный этап республиканской конференции туристско-краеведческого движения «Бичкн Тѳрскм». |
«Эйлдг, һольшг хальмг келн…» |
3 место |
2016-2017 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Шалбурова Намджил Санджиевна |
11 |
Муниципальный этап республиканского конкурса творческих работ, посвященный 130-летию со дня рождения Номто Очирова |
«Хальмгин хәәртә үрн» |
3 место |
Результаты участия обучающихся МБОУ «СОШ №4»
в республиканских исследовательских конкурсах, конференциях
2010-2011 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Бадмаева Баина Валерьевна
|
8 «б» |
Республиканский конкурс творческих и исследовательских работ «Верный сын Отечества», посвященный 100-летию Б.Б.Городовикова. |
«Басан Бадьминович Городовиков глазами современников»
|
3 место |
2 |
Бадмаева Баина Валерьевна
|
8 «б» |
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «Герои Калмыкии».
|
«Комиссар «Бамб цецг» |
3 место |
2014-2015 учебный год
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
Конкурс |
Название работы |
Результат |
1 |
Шевченко Александр Валентинович |
6 «б» |
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «Герои Калмыкии». |
«Его именем названа улица»
|
2 место |
2 |
Яшкулов Церен Викторович |
6 «а» |
Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ «Герои Калмыкии». |
«Мои прадеды – славные воины»
|
поощрение диплом |